журнал Полет логотип
Русский Русский English

 

 

СОДЕРЖАНИЕ № 10 (октябрь) 2018 г.

Исследовательский центр имени М.В. Келдыша: 85 лет свершений (c. 3 – 13)

В.В. Кошлаков

Дан краткий обзор деятельности ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» – головного научно-исследовательского предприятия Роскосмоса по ракетным двигателям и космическим энергетическим установкам, нынешнего преемника легендарного Реактивного научно-исследовательского института – за прошедшие 85 лет со времени его организации.

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель; ракетный двигатель твердого топлива; гибридный ракетный двигатель; прямоточный воздушно-реактивный двигатель; электроракетный двигатель; транспортно-энергетический модуль; ядерная энергодвигательная установка; фурье-спектрометр.

________________________________________________________________________

 

Способы повышения весовой эффективности применения композитных конструкций (c. 14 – 24)

Г.Н. Замула, К.А. Колесник

Рассмотрены пути повышения весовой эффективности применения силовых композитных авиаконструкций при обеспечении их безопасности по условиям прочности. Основ­ное внимание уделено совершенствованию нормативных требований, методов проектирования и сертификации для самолетов транспортной категории и вытекающим из них рекомендациям по развитию композитных технологий на обозримую перспективу.

Ключевые слова: авесовая эффективность; композитные конструкции; нормативные требования; методы проектирования; композитные технологии.

________________________________________________________________________

 

Цена «свободного полета» экранопланов (c. 25 – 30)

В.П. Морозов, Ю.Ю. Мерзликин

Не обладая явными преимуществами перед обычными самолетами, амфибийные экранопланы типа А могут превосходить самолеты по себестоимости транспортной операции при реализации их круглогодичной эксплуатации на магистральных реках при условии выполнения промежуточных посадок в населенных пунктах и возможности выхода амфибий на элементарно оборудованные береговые площадки. Приведен сравнительный анализ речных экранопланов и обычных самолетов по частному критерию – производительности летательного аппарата.

Ключевые слова: экраноплан; «вертикальный маневр»; аэродинамическое качество; удлинение; нагрузка на крыло; энерговооруженность; транспортная эффективность.

________________________________________________________________________

 

Перспективность применения транспортного космического аппарата с ядерным ракетным двигателем (c. 31 – 38)

А.О. Розынко

Описывается решение задач по приближенному определению массовых характерис­тик транспортного космического аппарата на основе твердофазного ядерного ракетного двигателя РД-0410 и его возможностей по транспортировке полезной нагрузки в космосе. Полученные данные позволяют судить о перспективности применения рассмат­риваемого вида ракетно-космической техники.

Ключевые слова: транспортный космический аппарат; ядерный ракетный двигатель; РД-0410.

________________________________________________________________________

 

Простые соотношения для вычисления индуктивных скоростей в лопастной теории винта в осевом потоке (c. 39 – 46)

В.О. Луханин

В развитие метода вычисления индуктивных скоростей в лопастной теории винта в осевом потоке приведены простые формулы для вычисления скоростей, вызванных сис­темой винтовых вихрей. Исследован интеграл, выражающий индуктивную скорость, показаны его простейшие аналитические решения в частных случаях и выделена известная особенность. Конечная часть функции представлена в виде разложения в тройной ряд по полиномам Лежандра, коэффициенты которого являются четырехкратными интегралами, описан метод их вычисления. На основе полученных формул предложен метод расчета индуктивных скоростей для произвольного закона распределения циркуляции.

Ключевые слова: теория воздушного винта; индуктивные скорости; винтовой вихрь; аэродинамическое проектирование лопастей.

________________________________________________________________________

 

Из истории создания вертикально взлетающего истребителя Як-141 (c. 47 – 58)

Г.А. Марковв

Приведены некоторые требования, предъявляемые руководством Военно-Морского Флота СССР к сверхзвуковому корабельному истребителю вертикального и короткого взлета и посадки (В/КВП). Показаны процесс проектирования самолета и поиск оптимальных конструкторских решений в условиях отсутствия отечественных и зарубежных аналогов. Решение впервые в самолетостроении специфических проблем этой техники позволило создать первый в мире корабельный сверхзвуковой истребитель В/КВП Як-141. Рассказано о работах двигателистов по созданию подъемно-маршевого и подъемных двигателей.

Ключевые слова: сверхзвуковой корабельный истребитель вертикального и короткого взлета и посадки; проектирование самолета; подъемно-маршевый двигатель; летно-технические характеристики; летные испытания; Як-38; Як-141; Р79В-300.

________________________________________________________________________