журнал Полет логотип
Русский Русский English

 

 

СОДЕРЖАНИЕ № 6 (июнь) 2019 г.

Транспортная космическая система «Рывок» для обеспечения лунных миссий с использованием гибридной схемы торможения (c. 7 – 15)

Р.Ф. Муртазин

Предлагаются возможные способы освоения Луны с помощью существующих в России космических средств выведения до начала эксплуатации ракет-носителей (РН) сверхтяжелого класса. Рассматривается космическая транспортная система (ТС) «Рывок» для регулярных перелетов многоразового пилотируемого корабля (МПК) между околоземной орбитальной станцией (ОС) и лунной орбитальной станцией (ЛОС). При реализации такой ТС можно использовать существующие разгонные блоки ДМ и «Фрегат», выводимые на орбиту РН грузоподъемностью около 25 т. При этом нужно решить сложную задачу торможения МПК до орбитальной скорости ОС после перелета от Луны к Земле. Представлены различные схемы решения этой задачи. Показано, что ТС «Рывок» с гибридной схемой торможения требует наименьшего количества существующих РН и разгонных блоков для полетов к ЛОС, а из вновь разрабатываемых средств необходимо создание МПК и КА-«заправщика» для его дозаправки.

Ключевые слова: транспортная космическая система; орбитальная станция; лунная орбитальная станция; многоразовый пилотируемый корабль.

________________________________________________________________________

 

Учет масштабного фактора при проектировании крупногабаритных размеростабильных конструкций космических аппаратов (c. 16 – 22)

В.А. Комаров, О.Г. Жидкова

Рассматриваются задачи, связанные с созданием прецизионных конструкций космических аппаратов. В качестве объекта исследования выбраны космические телескопы. Проводится анализ основных геометрических параметров существующих и разрабатываемых крупногабаритных конструкций, а также влияния изменения абсолютных размеров корпусов конструкций на их массу, нагрузки, прочностные и жесткостные характеристики. Показана необходимость учета масштабного фактора при создании современных космических конструкций. Обосновывается актуальность применения композитов. Обсуждаются пути обеспечения терморазмеростабильности. Приводятся примеры корпусных конструкций космических телескопов из композиционных материалов.

Ключевые слова: размеростабильные конструкции; космические телескопы; масса; нагрузки; прочность; жесткость; масштабный фактор; композиты.

________________________________________________________________________

 

Аналитический обзор космических аппаратов для контактных исследований Луны (c. 23 – 32)

Ю.А. Матвеев, В.К. Сысоев, А.С. Феофанов

Проведен аналитический обзор как прошлых, так и будущих автоматических космических аппаратов для исследования поверхности Луны. Подробно рассмотрены вопросы перелета к Луне, спуска с орбиты и посадки, оценки сроков активного существования станции, способов обеспечения аппаратов электроэнергией и точности посадки. Представлены зависимости основных характеристик от массы заправленного аппарата. Проведен анализ по основным тенденциям развития современных и перспективных космических аппаратов.

Ключевые слова: Луна; полюс; лунная база; космический аппарат; посадочный модуль; точность посадки.

________________________________________________________________________

 

Численное моделирование аэродинамических характеристик группы ветроколес Савониуса с учетом их интерференции (c. 33 – 39)

В.С. Глазков, Ю.М. Игнаткин

Представлены результаты расчетов аэродинамических характеристик комбинации роторов Савониуса S-типа с учетом их интерференции, выполненные методом численного моделирования гидродинамических процессов CFD в программном пакете ANSYS Fluent. Выполнены расчеты для основных схем взаимного размещения роторов в составе ветропарка – «пеленг» и «тандем». Получена оценка влияния направления вращения ветроколес на эффективность работы группы, состоящей из двух ветряков с учетом различной удаленности между ними. Даны рекомендации по оптимальному размещению ветряков с точки зрения компактности ветропарка и оказания минимального негативного влияния на аэродинамические характеристики отдельных ветряков. Рассчитаны размеры группы из пяти ветрогенераторов суммарной мощностью РΣ = 12 кВт с учетом всех выявленных зависимостей.

Ключевые слова: ротор Савониуса; метод CFD; аэродинамические характеристики; интерференция; ветропарк.

________________________________________________________________________

 

Применение биротативных турбин в конструкции перспективных авиационных газотурбинных двигателей (c. 40 – 47)

А.Е. Ремизов, О.О. Карелин

Рассматриваются конструктивные схемы и параметры биротативных турбин авиа­ционных газотурбинных двигателей. Представлен обзор отечественных и иностранных разработок в области биротативных турбин для перспективных авиационных газотурбинных двигателей.

Ключевые слова: газотурбинный двигатель; турбовинтовентиляторный двигатель; биротативная турбина.

________________________________________________________________________

 

Современные методы исследования акустической обстановки в кабинах воздушных судов
(c. 48 – 54)

В.В. Пенчученко, В.В. Харитонов, Р.Р. Кленков, А.А. Мищенко

Дана характеристика основных факторов, влияющих на акустическую обстановку на рабочих местах летного состава. Представлены результаты анализа современных методов исследования акустической обстановки в кабинах воздушных судов (ВС) гражданской и государственной авиации, применяемых при испытаниях ВС.

Ключевые слова: акустическая обстановка; авиационный шум; акустическая безо­пасность; испытания воздушных судов; кабина воздушного судна.

________________________________________________________________________