журнал Полет логотип
Русский Русский English

 

 

СОДЕРЖАНИЕ № 11 (ноябрь) 2019 г.

Выбор структуры орбитальной группировки лунной навигационно-связной системы для различной кратности покрытия и этапов предоставления услуг (c. 3 – 19)

С.А. Каплев, Н.О. Кременецкий, Е.И. Игнатович, А.И. Болкунов

Для навигации космических миссий традиционно используются наземные радиотехнические комплексы. Вместе с тем при интенсификации полетов наземные средства навигации не смогут обеспечить достаточную пропускную способность для увеличенного числа потребителей и оперативность связи и навигации при удалении от Земли и затенении небесными телами. В связи с этим зарубежными странами проводятся исследования по разработке средств навигации космических миссий, функционирующих автономно от Земли. Но на текущий момент автономные средства не обладают самодостаточностью, а наземные средства при интенсификации исследований не позволят обеспечить требуемую доступность.

В статье приведены результаты многокритериальной оценки вариантов структуры многофункциональной орбитальной группировки (ОГ) лунной навигационно-связной системы (ЛНСС) в зависимости от этапов освоения Луны с учетом разработанных критериев оценки, включающих поддержание высоких характеристик доступности навигации в течение 10 лет, устойчивость к выходу из строя отдельных космических аппаратов и минимизацию затрат на коррекцию орбит. Предложен вариант ОГ ЛНСС. Данная статья является первой из нового цикла статей, посвященных различным аспектам создания, развития, функционирования и использования навигационных систем в космической (расширенной) зоне обслуживания, отсчитываемой от высоты 2000 км над поверхностью Земли до лунных перелетных траекторий и окололунного пространства.

Ключевые слова: лунная навигационно-связная система; устойчивость орбит искусственных спутников Луны; формирование «замороженных» орбит; коррекция орбит искусственных спутников Луны.

________________________________________________________________________

 

Радиолокационно-спутниковая система наведения ракет класса «воздух–поверхность» на наземные цели (c. 20 – 27)

А.Н. Детков, С.Ю. Трегубенков

Рассмотрены принципы построения радиолокационно-спутниковой системы наведе-ния ракет класса «воздух–поверхность» на наземные цели. Показано, что в качестве неавтономных датчиков параметров собственного движения ракеты целесообразно использовать малогабаритный спутниковый угломер-интерферометр и псевдодифференциальный режим навигации по сигналам глобальной спутниковой радионавигационной системы.

Ключевые слова: ракеты класса «воздух–поверхность»; наземные цели; самонаведение; алгоритм траекторного управления ракетой; спутниковый угломер-интерферометр; псевдодифференциальный режим.

________________________________________________________________________

 

Задача отождествления беспилотных летательных аппаратов в групповом полете при определении траектории движения комплексом оптических средств (c. 28 – 31)

А.П. Манин, В.В. Васильев, Р.В. Джуган, Д.М. Челахов, А.И. Фокин

Приводится решение задачи отождествления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) при их групповом полете. Определены условия, при которых обеспечивается однозначное определение параметров траектории движения каждого БПЛА из группы. В качестве критериев отождествления применяются минимальные расстояния между пеленгами.

Ключевые слова: теодолит; измерение; беспилотный летательный аппарат; угловые координаты; пеленг.

________________________________________________________________________

 

Методика применения радиолокационных средств для измерения метеорологических параметров атмосферы в темное время суток (c. 32 – 37)

В.И. Ковалев, Н.М. Абдикеев, Ю.С. Богачев, С.Ю. Ерошкин

Рассматриваются перспективы развития гидрометеорологического обеспечения на основе применения метеорологических радиолокаторов для измерения оптической плотности облаков, количества баллов облачности и видимости в темное время суток. Предложенная методика позволяет составить непрерывную оценку этих параметров по району или по маршруту выполнения авиационных работ.

Ключевые слова: видимость; темное время суток; метеорологический радиолокатор; естественная освещенность.

________________________________________________________________________

 

Предпосылки создания крыла с пульсирующим обтеканием для повышения его несущей способности (c. 38 – 42)

В.И. Богданов, В.А. Мымрин, А.К. Дормидонтов

Рассматривается возможность создания самолетного крыла с повышенной несущей способностью за счет пульсирующего обтекания.

Ключевые слова: крыло с пульсирующим обтеканием; вибропредкрылок Болдырева; присоединенная масса; несущая способность крыла.

________________________________________________________________________

 

Анализ областей применения луноходов для перспективных исследований (c. 43 – 49)

Ю.А. Матвеев, В.К. Сысоев, А.С. Феофанов

Представлен краткий аналитический обзор луноходов как прошлых, так и будущих экспедиций. Проведен анализ различных вариантов использования луноходов для создания разнообразных схем исследования и освоения Луны.

Ключевые слова: Луна; лунная база; космический аппарат; посадочный модуль; луноход.

________________________________________________________________________

 

Первый опыт сварки в космосе – зарождение космической технологии.
К 50-летию космического эксперимента «Вулкан»
(c. 50 – 55)

О.С. Цыганков

Статья посвящена первому в мире эксперименту «Вулкан» по сварке в космосе. Показаны истоки и основные шаги, которые привели к этому прорывному достижению оте­чественной науки и техники.

Ключевые слова: космические условия; микрогравитация; плавление; сварка; испытательный полет; космонавты.

________________________________________________________________________

 

М.Л. Миль – эпоха ренессанса отечественного вертолетостроения.
К 110-летию cо дня рождения ученого-конструктора М.Л. Миля
(c. 56 – 60)

А.А. Хлебников

Главная тема статьи – значение М.Л. Миля для отечественного вертолетостроения сегодня. Миль не просто создавал вертолеты, он создавал отечественную вертолетостроительную отра­сль, научную школу. Его главная черта – способность решать стратегические задачи, определять не только настоящее, но и будущее вертолетостроения. Это и есть миссия генерального конструктора.

Ключевые слова: вертолетостроение; проектирование и производство вертолетов; генеральный конструктор.

________________________________________________________________________