журнал Полет логотип
Русский Русский English

 

 

СОДЕРЖАНИЕ № 9 – 10 (сентябрь – октябрь) 2017 г.

Дискретная модель компоновки бортового комплекса радиоэлектронного оборудования для ранних этапов проектирования летательных аппаратов (c. 3 – 11)

И. А. Петров, В. А. Клягин

Проведен анализ основных ограничивающих факторов при компоновке блоков бортового комплекса радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на самолетах, на основании чего предложена дискретная модель и методика поэтапного решения данной задачи. Рациональный выбор упрощений, ориентированность на применение методов комбинаторной оптимизации значительно снизили вычислительную сложность и позволили автоматизировать решение на существующих ЭВМ. Приведен пример представления ближнемагистрального пассажирского самолета.

Ключевые слова: компоновка БРЭО; методика; дискретная модель; автоматизация; оптимизация.

________________________________________________________________________

 

Исследование трансзвукового обтекания летательных аппаратов с использованием различных численных моделей турбулентности (c. 12 – 19)

Д.Ю. Стрелец, А.В. Корнев, А.С. Козелков, Д.А. Останко, А.А. Уткина

Численно решаются задачи моделирования трансзвукового обтекания аэродинамических компоновок (крыла и широкофюзеляжного самолета). Определяются и анализируются распределенные и интегральные аэродинамические характеристики. Рассматриваются особенности полученного численного решения в зависимости от выбранной расчетной модели турбулентности, реализованной в программном комплексе ЛОГОС. Полученные результаты численного моделирования сравниваются с данными экспериментов в аэродинамических трубах.

Ключевые слова: трансзвуковое обтекание; крыло; широкофюзеляжный самолет; модель турбулентности; AIAA CFD Drag Prediction Workshop.

________________________________________________________________________

 

Исследование методом вычислительной рентгеновской томографии деградации структуры полимерного композиционного материала (c. 20 – 27)

С.Л. Васильев, Л.Л. Фирсов, В.Н. Бакулин, С.А. Юргенсон

Представлена методика оценки изменений структуры гетерогенного материала под нагрузкой и после ее снятия с применением вычислительной рентгеновской томографии. Приведены результаты экспериментального исследования на базе данной методики образца из полимерного композиционного материала.

Ключевые слова: полимерные композиционные материалы; структура; компьютерная томография; неразрушающий контроль.

________________________________________________________________________

 

Упруго-пластическое деформирование изделий из алюминиевого проката (c. 28 – 33)

Б.Н. Федулов, Л.Л. Фирсов, В.Ю. Нагаев

Рассмотрена проблема создания новой модели пластического деформирования и разрушения алюминиевых сплавов, полученных методом проката. Вид напряженного состояния учитывается путем введения в определяющие соотношения параметра трехосности тензора напряжений. На примере алюминиевых сплавов показано, что пластическое поведение сплава, прошедшего обработку давлением, существенно зависит от вида напряженно-деформированного состояния и анизотропии его свойств, при этом классические подходы, основанные только на интенсивности сдвиговых напряжений, не описывают всего комплекса эффектов разрушения.

Ключевые слова: пластичность; прокатный алюминий; прочность; анизотропия; трехосность.

________________________________________________________________________

 

Исследование аэродинамических характеристик планера вертолетов методом CFD (c. 34 – 41)

Ю.М. Игнаткин, С.Г. Константинов

Представлены результаты расчетов аэродинамических характеристик планеров вертолетов Ми-60 МАИ и Ка-226, выполненные методом численного моделирования гидродинамических процессов CFD (computational fluid dynamics) на кластере МАИ. Приведено сравнение расчетных и экспериментальных характеристик. Исследовано распределение давления по поверхности фюзеляжей, показан характер обтекания элементов планера вертолета.

Ключевые слова: аэродинамические характеристики; планер вертолета; методы CFD.

________________________________________________________________________

 

Управление спуском в атмосфере беспилотного планирующего крылатого летательного аппарата (c. 42 – 48)

В.Т. Грумондз, М.А. Полищук, Е.И. Карпежников

Рассматривается задача управления спуском в атмосфере и приведения в заданную точку пространства беспилотного планирующего летательного аппарата с крылом большого удлинения, имеющая большое число приложений.

Ключевые слова: крыло большого удлинения; беспилотный планирующий летательный аппарат; навигация; динамика полета; наведение; навигационные точки; групповой полет.

________________________________________________________________________

 

Интеграция системы управления и прогнозного дисплея для повышения безопасности пилотирования современного высокоавтоматизированного самолета (c. 49 – 55)

А.В. Ефремов, М.С. Тяглик, И.Х. Иргалеев, Е.В. Ефремов

Рассмотрена задача синтеза прогнозной индикации, формируемой на экране дисплея, обеспечивающей высокоточное движение гражданского самолета по глиссаде, а также при посадке самолета на ВПП. Решение задачи предварительно осуществляется путем математического моделирования системы самолет–летчик, а затем уточняется в ходе экспериментальных исследований на пилотажном стенде. Алгоритмы формирования прогнозной индикации получены для случаев отсутствия фазового запаздывания в тракте управления, при наличии такого запаздывания, а также с учетом использования органов непосредственного управления подъемной силой.

Ключевые слова: система самолет–летчик; структурная модель поведения летчика; прогнозный дисплей; непосредственное управление подъемной силой; пилотажный стенд.

________________________________________________________________________

 

Определение потребной стартовой тяговооруженности реактивного самолета короткого взлета и вертикальной посадки (c. 56 – 65)

А.Л. Рейнгольд, Н.К.Лисейцев

Изложена методика определения потребной тяговооруженности самолета короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП) на основе численного моделирования динамики взлета и посадки. Описана математическая модель взлета и посадки. Приведены результаты численного моделирования по изучению зависимости потребной тяговооруженности агрегатов силовой установки от требований к взлетно-посадочным характеристикам. Показано влияние способа взлета на потребное значение тяговооруженности. Приведен пример выбора тяговооруженности реактивного СКВВП с учетом ограничений, диктуемых возможностями существующей элементной базы.

Ключевые слова: короткий взлет; вертикальная посадка; подъемно-маршевый двигатель; подъемно-разгонный двигатель; поворот вектора тяги; стартовая тяговооруженность.

________________________________________________________________________

 

Аэродинамический расчет крыла вертолета на базе метода вихревой несущей линии (c. 66 – 74)

В.И. Шайдаков

Представлены сведения по аэродинамическому проектированию крыла вертолета, предназначенного для разгрузки несущего винта в целях смещения границы срыва потока на машущих лопастях на большие скорости горизонтального полета. Описаны методы аэродинамического расчета крыла и даны рекомендации по допустимой степени разгрузки несущего винта на максимальной скорости полета.

Ключевые слова: крылатый вертолет; прямое крыло заданного удлинения; присоединенный и свободные вихри; индуктивные потери; несобственные и сингулярные интегралы.

________________________________________________________________________

 

Идентификация математической модели амортизатора шасси вертолета в пакете программ
LMS AMESim по данным испытаний
(c. 75 – 80)

М.М. Кручинин, Б.Л. Артамонов

Рассматриваются особенности использования платформы LMS Imagine.Lab AMESim при проектировании систем вертолета, состоящих из механических и гидравлических элементов. Предлагается вариант включения в алгоритм расчета имитационной модели течения жидкости через отверстие, полученной по экспериментальным данным.

Ключевые слова: математическая модель; течение жидкости через отверстие.

________________________________________________________________________