журнал Полет логотип
Русский Русский English

 

 

СОДЕРЖАНИЕ № 11 – 12 (ноябрь – декабрь) 2017 г.

Моделирование аварий в авиационных транспортных системах с учетом человеческого фактора в целях их предотвращения (c. 3 – 10)

Г.В. Новожилов, А.С. Богомолов, В.А. Иващенко, В.А. Кушников, М.С. Неймарк, А.Ф. Резчиков,

Е.А. Салина, Л.Ю. Филимонюк, Л.Г. Цесарский, И.И. Шоломов, К.И. Шоломов

Предлагаемый математический аппарат представления процессов возникновения и предотвращения аварий, появляющихся в результате критического сочетания событий, включающих действия человеческого звена, основан на использовании причинно-следственных комплексов, деревьев событий и вероятностного анализа безопасности. Разработанное математическое обеспечение позволяет выявлять и предотвращать новые варианты критических сочетаний технических отказов, внешних неблагоприятных событий и особых состояний операторов, приводящих к авариям и катастрофам. Приведен пример использования разработанного математического обеспечения для авиационно-транспортной системы.

Ключевые слова: авиационная транспортная система; авария; безопасность; человеческий фактор; критические сочетания событий; дерево отказов.

________________________________________________________________________

 

Роль экипажа в повышении эффективности научных исследований на российском сегменте МКС
(c. 11 – 19)

А.Ю. Калери, А.В. Марков, И.С. Нечаев, В.А. Соловьев, И.В. Сорокин

Проанализированы результаты целевого использования российского сегмента Международной космической станции (РС МКС) за время ее эксплуатации в 2000–2016 гг. с точки зрения влияния на его эффективность деятельности работавших на сегменте экипажей. Предложены рекомендации по использованию опыта выполнения экипажами РС МКС научных программ, дана оценка ожидаемого вклада космонавтов в процесс научного поиска при осуществлении длительных пилотируемых полетов за пределы низкой околоземной орбиты.

Ключевые слова: Международная космическая станция; целевое использование; программы научно-прикладных исследований; методы повышения эффективности; интегрированная информационная среда; несоответствия.

________________________________________________________________________

 

Безопасность полета самолета на режимах сверхманевренности (c. 20 – 25)

О.А. Балык

Изложены основные направления нормативно-методического обеспечения испытаний по оценке безопасности полетов самолетов военного назначения на режимах сверхманевренности. Приведены результаты работы в области оценки безопасности полетов при отказах силовой установки самолета на режимах сверхманевренности.

Ключевые слова: режим сверхманевренности; расчетный случай; отказ двигателя.

________________________________________________________________________

 

Возможности повышения точности определения навигационных параметров сиcтем обеспечения посадок самолетов с помощью цифровых оптических средств (c. 26 – 30)

В.В. Васильев, Р.В. Джуган, А.П. Манин, В.Л. Соколюк

Современные цифровые оптические устройства обладают большими потенциальными возможностями измерения расстояний между изображениями различных объектов в плоскости изображения. Показано, как можно использовать это свойство для построения систем инструментальной посадки самолетов на ограниченную площадку в условиях сложного рельефа местности, затрудняющего использование (вследствие помеховых воздействий из-за переотражений радиосигналов) существующих радиотехнических систем инструментальной посадки самолетов.

Ключевые слова: система посадки; видеоинформация; измерение; теодолит; оптическая система; источник излучения; координаты.

________________________________________________________________________

 

Численный метод вариационного аналитического программирования для структурно-параметрического синтеза системы управления (c. 31 – 37)

А.И. Дивеев, Н.Б. Конырбаев

Представлен метод структурно-параметрического синтеза системы управления, метод вариационного аналитического программирования, в котором в отличие от известного метода аналитического программирования использован принцип малых вариаций базисного решения. Описаны структура данных для кодирования математического выражения, малые вариации структуры и вариационный генетический алгоритм для поис­ка оптимального решения. Приведен пример решения задачи синтеза системы управления методом вариационного аналитического программирования для объекта управления третьего порядка с фазовыми ограничениями.

Ключевые слова: метод вариационного аналитического программирования; синтез системы управления; генетический алгоритм.

________________________________________________________________________

 

Физическое моделирование ударного нагружения элементов космических аппаратов (c. 38 – 47)

А.С. Бирюков, О.Г. Деменко, Н.А. Михаленков

Рассматривается проблема имитации условий нагружения, заданных в виде ударного спектра ускорений отклика, при проведении автономных испытаний элементов космических аппаратов на прочность. В целях имитации предлагается использование одиночных механических ударных импульсов. Анализируется понятие эквивалентного механического ударного импульса. Обосновывается подход к определению параметров механических ударных импульсов, эквивалентных по своему действию заданному ударному спектру.

Ключевые слова: ударный спектр ускорений; ударные испытания космической техники; ударная прочность космического аппарата; моделирование ударного взаимодействия тел.

________________________________________________________________________

 

Исследование влияния дополнительного органа управления (щитка) на аэродинамические характеристики профиля крыла с закрылком (c. 48 – 53)

А.А. Ерохина, П.В. Ерохин, Л.Г. Артамонова

Представлены результаты численного 2D-моделирования профиля с отклоненным закрылком и дополнительным органом управления (щитком). Щиток устанавливался на 0,25 хорды на подветренной части профиля под углом δ=45°.

Ключевые слова: дополнительный орган управления (щиток); отрыв потока; численные методы; аэродинамические коэффициенты; закрылок.

________________________________________________________________________

 

Математическое моделирование спускаемого аппарата cамолетного типа (c. 54 – 59)

А.М. Матвеенко, А.А. Зотов, О.А. Пашков, А.В. Кузнецов

Представлены результаты, полученные в ходе исследования аэродинамических характеристик компоновки малоразмерного спускаемого аппарата, разрабатываемого сотрудниками Московского авиационного института. Исследования проведены с использованием разработанного авторами численного метода, основанного на решении дискретных аналогов системы уравнений газодинамики. На основании полученных данных показана перспективность аэродинамической компоновки спускаемого аппарата, имеющей в своей основе крыло сверхмалого удлинения.

Ключевые слова: спускаемый аппарат; математическое моделирование; несущий фюзеляж; тепловая защита.

________________________________________________________________________

 

Интегральная эргономическая оценка кабины экипажа перспективного самолета (c. 60 – 65)

Д.Н. Левин

Рассмотрен комплексный подход к эргономической оценке кабины экипажа перспективного самолета, основанный на интеграции в стенде моделирования различных эргономических показателей.

Ключевые слова: информационно-управляющее поле; информационная модель; проектирование кабины экипажа; эргономическая оценка; человеко-компьютерный интерфейс; обзорность.

________________________________________________________________________

 

Вклад ОКБ-16 П.Ф. Зубца в надежность ракеты П.Д. Грушина для зенитных ракетных систем С-300П и С-300Ф (c. 66 – 73)

Д.М. Гальперин

Представлено решение, позволившее ликвидировать периодические прогары корпуса серийного ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) зенитной ракеты 5В55 МКБ П.Д. Грушина. При этом использовался опыт ОКБ-16 П.Ф. Зубца по применению прогрессивных методов формирования состава смесевого твердого ракетного топлива и снаряжения РДТТ. Ракета успешно эксплуатируется в составе зенитных ракетных систем С-300П и С-300Ф.

Ключевые слова: зенитная ракетная система; ракетный двигатель твердого топлива; смесевое твердое ракетное топливо.

________________________________________________________________________